Вентиляционные и климатические системы для супермаркетов и торговых центров
Особенности проектирования вентиляционных систем
Проектирование отопления и вентиляции – это первый этап организации торгового центра, который должен быть готов еще до начала строительства здания. Если делать это уже в процессе строительства, то эти важные системы могут не согласовываться с другими инженерными коммуникациями. Ко всем без исключения вентиляционным системам в торговых центрах действует правило: воздухообмен на каждого покупателя должен быть не менее 20 м.куб, а на сотрудника – не менее 60 м.куб. Для того, на сколько человек рассчитан такой магазин, также существуют определенные нормы: если магазин торгует мебелью, спортивными товарами, радиоэлектроникой, то на одного человека законодательством выделяется 3,5 м.кв. Если спецификой торгового центра является продовольствие, то на одного человека выделяется 2.5 м.кв. Несложно сделать расчет воздухообмена, который должна обеспечивать вентиляционная система. Если на торговой площадке существуют продовольственный и непродовольственные отделы, то они должны располагаться в разных помещениях и обеспечиваться отдельными вентиляционными системами. Особые требования к вентиляционным системам таких центров обусловлены наличием большого количества холодильного оборудования, которое является источником выделения тепла. Еще одним нюансом, на который стоит обращать особое внимание при проектировании систем вентиляции и кондиционирования являются работники этого предприятия. Так как им приходится длительное время находится в условиях искусственно созданного микроклимата, то несоблюдение температурных требований, а также требований к циркуляции воздуха в помещении центра, может привести к массовым заболеваниям персонала.
Общие требования к вентиляционным системам крупных торговых площадок
Требования к вентиляции как в крупном торговом центре, так и в семейном супермаркете одинаковые. Она должна обеспечивать:
• Требуемый воздухообмен на всей площади магазина.
• Своевременный нагрев приточного воздуха или его охлаждение.
• Подачу очищенного от механических загрязнений воздуха.
• Комфортный микроклимат при раздаче приточных воздушных потоков.
• Не создавать шума. Иметь простое и доступное управление.
Чтобы организовать систему вентиляции, которая отвечает всем заявленным требованиям, нужно провести тщательные расчеты, провести анализ здания, учитывая его архитектурные, конструктивные и функциональные особенности.
Что нужно учитывать для составления проекта вентиляционной системы
На первом этапе предоставляется подробный поэтажный план всего здания, в где должны быть указаны все функциональные зоны, точную характеристику всех строительных материалов, которые будут участвовать в возведении объекта. Кроме того, нужно знать ориентацию постройки по сторонам света, планируемую посещаемость объекта строительства и особые пожелания заказчика, а также архитектурные особенности постройки. Учитывая все подробности, можно составить проект таким образом, чтобы минимизировать затраты на монтаж вентиляции и кондиционирования. На втором этапе проектирования ведутся расчеты оптимальных микроклиматических параметров каждой зоны, рассчитывается производительность требуемого оборудования, и его месторасположение. Также делается планировка прокладки вентиляционных шахт и воздуховодов. Благодаря точным расчетам можно построить такую вентиляционную систему, которая будет максимально надежна и экономически выгодна для заказчика. Последний этап представляет собой готовое решение по оборудованию, его характеристикам, подробной схемой вентиляционной системы, и характеристиками воздуховодов. Кроме того, в готовом проекте должен находиться полный перечень монтажных работ.
Несколько вариантов готовых решений для торгового центра
• Магазин-склад оснащается мощной приточно-вытяжной системой вентиляции. Одним из вариантов, в качестве основного агрегата использовать несколько промышленных крышных кондиционеров. При такой системе подачи воздуха в помещение отпадает надобность в вытяжных воздуховодах, а приточные не будут иметь больших разветвлений. Для подогрева воздуха в отдельных помещениях в зимний период могут использоваться калориферы для вентиляции. Но такая система применима лишь на больших однообъемных помещениях, так как не имеет возможности регулировки климатических характеристик по отдельным зонам.
Особенности вентиляции в гипермаркетах
Гипермаркет – это тот же торговый центр, и он бывает двух типов: магазин-склад и торговый комплекс. Для простого покупателя разницы практически нет. Но из-за расположения помещений, организация вентиляционной системы в них существенно отличается.
2. В торговом комплексе все пространство разделено на зоны по их функциональности, которые нужно обеспечить индивидуальными параметрами воздуха. В разные зоны подается различный воздушный поток, который рассчитывается отдельно в зависимости от проходимости и дополнительных требований.